У детского омбудсмена Марины Зверевой прошла встреча педагогов, работающих по программе «Друзья Зиппи», помогающей детям справляться с трудностями. Чуть не каждый день приносит леденящие вести о страшных преступлениях, совершаемых детьми. Недавний пример, близкий нам, – трагедия в Сегеже, где сверстниками был зверски убит 15-летний подросток.«…в России агрессия детей и подростков растет. По уровню агрессивности мы занимаем третье место после слаборазвитых стран Африки и стран Балтии. Стираются границы дозволенности», – заявил недавно в интервью журналу «Огонек» Михаил Виноградов, доктор медицинских наук, психиатр, криминалистТем больше на столь тревожном фоне поражают примеры снижения агрессивности и тревожности у детей, которые приводят педагоги, использующие программу «Друзья Зиппи», которая появилась в республике благодаря АНО «Содействие». Речь идет о дошколятах и детях младшего школьного возраста, а ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент под отношения ребенка с миром. Международная программа «Друзья Зиппи», рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения и рассчитанная на детей 5-7 лет, успешно применяется в 25 странах мира, в России в том числе.
– Третий год работаем по этой программе. Нет драк в классе, оскорбления чрезвычайно редки, ребята живут на позитиве, – рассказала на встрече у Марины Зверевой Светлана Алексеева, учитель начальных классов петрозаводской гимназии №17. – Появился у нас новичок, приехал из другого города. Вел себя поначалу вызывающе, обзывал ребят, задевал их. Но мои дети реагировали не так, как он ожидал: «Мне бы хотелось с тобой поиграть, а не драться». Постепенно мальчик успокоился, приступы агрессии прошли.Программа не дает детям готовых ответов на все случаи жизни, она побуждает искать их самим. В маленьком красочном буклетике, который есть у каждого малыша, приведены два лаконичных правила для выбора полезного решения: «Это решение поможет мне чувствовать себя лучше» и «Это решение не причинит вреда мне или кому-либо другому». И еще четыре шага к полезному решению: «1. Успокойся. 2. Пойми суть проблемы. 3. Подумай о множестве возможных решений. 4. Выбери лучшее».
Педагоги разбирают с детьми ситуации, одинаковые во всех странах независимо от менталитета и общественного строя: одиночество, ревность (в семье родился маленький, мама теперь все время ему уделяет), развод родителей, смерть близкого человека, как просить прощения. И даже такую самую что ни на есть мучительную для малыша: что делать, если ты при всех описался.
В помощь педагогам разработаны шесть модулей по четыре занятия в каждом. Псевдонаучных выкладок нет, всё очень конкретно и жизненно. Дети, к примеру, узнают, что есть знак «СТОП», обозначающий, что нужно вовремя прекратить конфликт, пока он не разгорелся. Вспоминая про этот знак, ребята быстро мирятся.
Воспитатель петрозаводского детсада №25 Дарья Толмачева вспоминает, как удивилась одна мама, когда пришла на занятие и увидела, что ее вечно стесняющийся сын сам тянет руку для ответа. Ребят попросили назвать правила, которые им нравятся в программе «Друзья Зиппи». Скромняга назвал близкое ему: «Ты не обязан говорить, если ты не хочешь». Именно оно помогает стеснительным детям разговориться. Научившись отвечать и не стесняться, они переносят это умение и на другие занятия.
Майя Платонова показывает публикацию «Страшный сын»
– Такой программы для начальной школы никогда не было. Она носит профилактический характер, очень нам нужна! – сказала Майя Платонова, учитель начальных классов из Новой Вилги.
У нее многонациональный и разновозрастной класс. Как-то один драчун, разбомбивший снежками любовно слепленный первоклассниками снеговик, пытался спровоцировать их на драку. Безуспешно: программа учит не отвечать на кулаки кулаками. Через неделю «стрелок» вылепил малышам другого снеговика, лучше прежнего.
Перед началом занятий по программе «Друзья Зиппи» педагоги встречаются с родителями. По словам заместителя заведующего по ВМР детсада № 21 Светланы Макаревич, спустя год ни один из 24 родителей не отказался от программы. Такой же результат у Екатерины Араповой, работающей во Дворце творчества детей и юношества. Родители благодаря программе лучше узнали своих детей, те научились решать проблемы, не бояться высказывать свое мнение. Мир оказался не таким страшным и опасным, как казалось малышам.
По данным детского омбудсмена Карелии Марины Зверевой, лишь в 47% школ республики имеются в штате психологи, количество обращений, связанных с унижением достоинства ребенка и физическими наказаниями, растет.
Исследование, проведенное Карельской педакадемией перед стартом программы в Карелии, показало, что половина детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста носят проблемы в себе, не обращаются за помощью к родителям или друзьям, 24% детей находятся в пограничном или близком к нему состоянию. 26% детей не видят по отношению к себе доброты. Вот таким пугающим был старт.
Кафедра общей психологии КГПА в 2012 году подвела промежуточные итоги эффективности программы «Друзья Зиппи». В группах детей, прошедших по ней обучение, уменьшилось проявление неприязни к детям со стороны сверстников, чаще стали проявления позитивных отношений – сочувствие, доброта, помощь. Еще один ее эффект – повысился уровень успеваемости. Среди выводов самый, возможно, главный: «Программа «Друзья Зиппи» оказала положительное влияние на психическое здоровье детей». Отмечено, что идеология программы соответствует гуманистическому характеру отечественного образования.
Марина Зверева программу «Друзья Зиппи» безоговорочно поддерживает:
– Это нужно каждому ребенку! Полностью разработано методическое сопровождение программы, на ее основе никто не мешает разработать и свою. Сейчас в школах создаются службы медико-психологического сопровождения, службы примирения и есть «Друзья Зиппи». Все это очень хорошо! Без партнерских отношений между детьми и родителями ничего у нас не изменится.
Казалось бы, кто может быть против такой разумной и доступной программы? Однако Илона Кошелева, руководитель АНО «Содействие», не устает доказывать ее необходимость, отбиваясь от проверок, наталкиваясь на противодействие чиновников и объясняясь даже с прокуратурой. Экспертная комиссия при Министерстве образования РК вынесла заключение: программа дополнительного образования «Друзья Зиппи» соответствует действующему законодательству РФ и может быть рекомендована для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Три недели назад прошло совещание уполномоченных по правам ребенка в образовательных учреждениях с участием социальных педагогов, представителей исполнительной и законодательной власти. Выступила перед ними и Илона Кошелева. Хочется надеяться, что у наших управленцев изменится наконец отношение к «Друзьям Зиппи». Не ведем речь о том, что это панацея и больше у нас ничего нет, но разве не стоит поддержать программу, уже опробованную и отлично себя зарекомендовавшую? Разве мы не хотим видеть как можно больше детей, живущих на позитиве?
Педагоги, работающие по программе «Друзья Зиппи», на встрече у детского омбудсмена Марины Зверевой