Пусть дом ваш будет, как сад, где радость звенит в голосах ребят и детство наполнено счастьем!

Педагог - психолог: Шевцова Светлана Сергеевна 

Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Основные направления в работе:

  • Психопрофилактика
  • Психодиагностика 
  • Консультирование
  • Развивающая работа
  • Просветительская работа
  • Методическая работа

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним:
психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда. 

Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познава-тельной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.  
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Раннее обучение «За и Против»…

ПК настоящему времени появилось много дидактического материала и печатных пособий по раннему обучению чтению с помощью различных методик (методом целых слов, слоговым и буквенно-звуковым методами).

Следует учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребенка, так как всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы. 

Созревание мозга процесс длительный, но, кроме того, еще и неравномерный в отношении отдельных зон и структур мозга.Часто родители и даже педагоги заменяют психологическое развитие информационным, изучая чуть ли не с пеленок буквы, цифры, и т.п. Но слишком раннее обучение ребенка чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, игре со сложными электронными устройствами может привести к ранней и неправомерной стимуляции левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. Буквы, цифры, ноты и другие символы вытесняют образы, подавляют наглядно-образное мышление.

Реакция на такое раннее обучение может быть отсрочена во времени и в дальнейшем часто проявляется в различного рода невротических и эмоционально-личностных нарушениях и отклонениях: девиантном поведении, склонности к частым заболеваниям, аллергическим реакциям, тикам, навязчивым движениям, неврозам, нарушениям устной речи -  заикании, дизартрии.

Таким образом, исходя из всего сказанного выше, родителям можно рекомендовать следующее:

1. Главная заповедь во взаимодействии с ребенком - не навреди!
Раннее детство - это возраст, когда ребенок имеет избирательное право на познание окружающего мира, а насильственная акселерация его развития может принести непоправимый вред. Высокая обучаемость маленьких детей отнюдь не поле для «взрослых» экспериментов (раннее обучение грамоте, усаживание детей за компьютер и т.д.) 
2. Маленький ребенок прежде всего «человек играющий», а затем уж «человек читающий. Ребенок должен учиться видеть, слушать и слышать, нюхать, щупать и т.д., то есть  знакомиться с предметным миром и его свойствами.
3. Целесообразнее всего учить детей читать не ранее 5,5 лет, а 6-летних детей не только можно, но даже нужно знакомить с буквами и учить читать. А поскольку дети этого возраста в основном находятся в подготовительных группах ДОУ, то в этих группах можно вводить обучение чтению, только надо учить взрослых (воспитателей и родителей) делать это правильно.

Польза от раннего обучения чтению для развития личности ребёнка.

1. Проводя обучение чтению на основе игры – ведущей деятельности дошколят, мы используем в полной мере все возможности игровой деятельности для всестороннего формирования личности ребёнка, а возможности эти у игры просто безграничны

2. Обучение чтению происходит в процессе общения со взрослыми, не только с педагогами, но и с родителями, что способствует обогащению совместного проведения семейного досуга и помогает налаживать отношения детей и родителей.

3. Правильно построенный процесс обучения чтению дошкольника непрерывно расширяет его кругозор, уточняет уже имеющиеся представления о мире, постоянно подталкивая к необходимости ознакомления с ранее неизвестными гранями жизни.

4. Обучение чтению развивает попутно познавательные способности детей: память, внимание, воображение, мышление и речь, помогающие ребёнку успешнее осваивать мир, и, в будущем, облегчающие изучение любых, самых сложных предметов в школе.

5. Овладение грамотой повышает самооценку малыша, придаёт ему больше уверенности в собственных силах, позволяя чувствовать себя несколько взрослее сверстников, с лёгкостью демонстрируя им свои умения в детском саду или во дворе.

6. Обучение в процессе игры поднимает настроение ребёнка, не допускает перегрузок и перенапряжения нервной системы, укрепляет интерес к познанию нового, к обучению, к чтению.

Поэтому, не бойтесь начать учить ребёнка читать, особенно если он сам попросит об этом, но ни в коем случае не используйте школьные методики! Чтобы обучение было эффективным, быстро дающим радующие и Вас и ребёнка результаты, используйте только разнообразные игровые методы!

Наверх